Использование материалов сайта только с согласия автора.
25/27 Avenue Friedland
Часть Третья. Первый этаж.
Поднявшись на один пролет великолепной мраморной лестницы, через зеркальные двери попадаешь в роскошный Большой салон.
Это самый большой зал дворца. Когда здесь жили Потоцкие, лепнина была позолоченной. Сейчас все более демократичненько…
Именно в этом зале висят два гобелена, которые раньше были на главной лестнице.
Обратите внимание на стеклянные двери — в них отражается внутренний двор, в который можно выйти из этого зала. Пойдем туда.
Внутренний двор — французский, регулярный, со строгими очертаниями клумб и газонов
Что это за полукруглый фасад там? Вернемся обратно во дворец. в Большой салон.
фотография сделана Людмилой Голычевой.
За аркой — проход в другие помещения дворца.
Включим свет и увидим еще один фламандский гобелен XVI века на стене.
Эту коллекцию гобеленов, сотканных в Брюсселе в 1664-1665 годах приобрел Николай Потоцкий, в 1874 году. Все они посвящены одной теме — подвигам рыцаря Гильямо-Раймонда де Монкада (Guilllamo-Raymond de Moncade) в Королевстве Сицилии.
Этот массивный позолоченный стол с мраморной плитой, и еще один, поменьше, да десяток кресел в стиле Людовика XV — пожалуй все, что осталось из подлинной мебели Потоцких в этом здании.
Вот и полукруглый зал, который мы видели со двора — это Малый Овальный салон, украшенный статуей
Отсюда можно попасть в небольшой зимний сад.
Далее — еще одна практически зеркальная комната — и новые помещения, построенные уже для нужд Торгово-промышленной палаты Парижа. О них немного позже. Вернемся назад, и снова пройдя через Большой салон, попадем в Мраморную столовую Потоцких…
Ребуль перестроил фасад, парадную лестницу, залы в 1878 — 1884 х годах, Не дожидаясь полного окончания переделки, в 1882-м здесь уже устраивались приемы. Потом, года два еще продолжались работы по отделке разных деталей — воистину, даже если денег очень много, ремонт — все равно нечто ужасное). Одно из помещений, интерьер которых создан Жюлем Ребулем и есть Мраморная столовая
Здесь прямо какое то буйство мрамора!
фотография сделана Людмилой Голычевой.
И еще один гобелен из той же коллекции украшает стену.
Потолок расписан небом…
Граф Николай Потоцкий.
Портрет Николая Потоцкого хранится во дворце, который он построил. Наверное ему это приятно…
На первом этаже есть еще одна великолепная комната, пойдем туда.
Этот зал в стиле Ренессанс задумывался как личный кабинет Николая Потоцкого. Здесь он принимал своих гостей. Николай Потоцкий много занимался благотворительностью и к нему постоянно приходили толпы поляков — эмигрантов. Дворец вообще называли в Париже «Польским кредитом» из-за постоянно кишащей там толпы попрошаек, нашедших себе пристанище во Франции.
Главное украшение зала — безусловно этот камин выполненный в стиле XVI века.
Но в историю этот зал вошел вовсе не благодаря приемам Николая Потоцкого, а благодаря тому, что со временем он превратился в литературный салон его супруги, Эммануэлы. Уж не знаю как жена уговорила мужа уступить ей кабинет для устройства тут мероприятий достаточно интересного свойства — остановимся на этом чуть подробнее. Эммануэла, как и многие дамы Света, открыла свой литературный салон, который назвала не иначе как Сентиментальный Клуб покойников. Каждый член этого элитного клуба графини Потоцкой должен был играть роль умершего от любви к ней — таково было условие принятия в это общество! Каждому члену клуба Эммануэла дарила сапфир со своими инициалами, короной и надписью – «Кто любит меня, следует за мной». Это был один их самых блистательных салонов Парижа! Красивая, прекрасно образованная, остроумная и ироничная Эммануэлла развлекалась, ее выходки очаровывали как у шаловливого ребенка. Ее так и прозвали «Девчушка с улицы Фридланд». Среди ее друзей по "Сентиментальному клубу" были очень известные люди — Габриэль Форе, художник Жан Беро (Jean Béraud), философ Эльм-Мари Каро, щеголь Бонни Кастеллан, Поль Бурже, герцог де Люинь, Робер де Монтескью (Robert de Montesquiou), Габриель де ла Рошфуко (Gabriel de La Rochefoucault) знаменитые художники и музыканты, молодой Марсель Пруст (Marcel Proust) и Ги де Мопассан (de Maupassant). Пруст называл ее Сиреной. Много пишут о том, что Ги де Мопассан был влюблен в Эммануэллу. Да впрочем, он и сам этого не скрывал… Очарованный ею, он состоит с ней в нежной переписке, и выводит образ своей музы в нескольких произведениях, в частности в романе "Наше сердце", под именем баронессы де Фремин. "…Изящный рот с тонкими губами был, казалось, намечен миниатюристом, а затем обведен легкой рукой чеканщика. Голос ее кристально вибрировал, а ее неожиданные острые мысли, полные тлетворной прелести, были своеобразны, злы и причудливы. Развращающее, холодное очарование и невозмутимая загадочность этой истерической девчонки смущали окружающих, порождая волнение и бурные страсти. Она была известна всему Парижу как самая экстравагантная светская женщина из подлинного Света". А вот отрывки из нескольких писем Мопассана к самой Эммануэле:
"…я думаю о других персонах, с которыми люблю беседовать. Знаете ли вы одну из таковых? Она не питает неизбежного пиетета перед сильными мира сего, она откровенна в своих мыслях (по крайней мере, я так полагаю), в своих мнениях и своих неприязнях. Не потому ли я так часто размышляю о ней? Ее мышление производит на меня впечатление порывистой, непосредственной и соблазнительной искренности. От него можно ожидать сюрпризов; он полон неожиданностей и необычного очарования … Прошу принять от меня, Мадам, все, что во мне может оказаться приятным для Вас»
"Я в восторге. "Жизнь" великолепно расходится. Ничто не могло принести мне большего удовлетворения, чем этот успех. А знаете ли вы, что я в огромной мере обязан вам этим успехом? И на коленях я хотел бы отблагодарить вас"
Фотография Мопассана с дарственной надписью "Мадам графине Потоцкой. С признательностью, ее друг"
Заседания Клуба Покойников запечталел художник Жан Беро. Впрочем официально картина называется "Литературный салон графини Потоцкой" (1887). Оригинал находится в знаменитом парижском музее Карнавале. На картине — Эммануэла в обществе знаменитых художников и писателей. Мопассана правда там уже нет — к этому времени они расстались. Рядом с Эммануэлой сидит влюбленный в нее философ Эльм Каро (Elme-Marie Caro) (1826-1887). Она так посмеялась над ним, что его хватил удар от расстройства и он умрет через несколько дней после этого случая. Наверно совпадение, но газеты естественно ухватились за этот случай. Обратите внимание на портрет, который висит в зале — сейчас на этом месте (фото внизу) — висит гобелен.
Графиня Эммануэла Потоцкая
урожденная Пиньятелли
А вот и сам портрет Эммануэллы, работы известного художника Леона Бона (Leon Joseph Florentin Bonnat). Оригинал картины сейчас находится в городе Байон в музее Леона Бона. Николай завещал ее музею, а Эммануэла запретила через суд выставлять картину пока она жива. Так и было. Картина находилась в архивах музея и была выставлена только после ее смерти.
Где были личные комнаты хозяев дворца? На первом этаже, или по нашему, скорее на втором. Пойдем смотреть.