Использование материалов сайта только с согласия автора.
Регион Provence-Alpes-Côte d’Azur, департамент Vaucluse
Открыточный вид Карпантра — когда то это был Hôtel-Dieu, теперь тут госпиталь
Мои французские друзья привезли меня сюда как в место, где я смогу купить что нибудь интересное. Я не знал, что именно покупать, и зачем, но поехал с удовольствием. То, что я увидел несколько озадачило меня. Представьте себе маленький городок в самом сердце Европы, история которого насчитывает многие века, улицы которого — сплошь торговые ряды, где французы и не только продают и покупают самые разные товары и мелочи — технику, продукты, поделки, игрушки. картинки, и прочее Что-то подобное я видел в последний раз у себя дома в начале 90-х. Здесь можно купить все что угодно, но в основном китайского производства, и если честно удивительно было все это видеть. Хотя встречается и местная продукция, и она очень милая, Так что я ушел отсюда не с пустыми руками, прикупив правансальские тапочки для моей жены и невероятной красоты разделочные доски, сделанные из оливкового дерева. Но где же то, что может безусловно являеться главной темой моего сайта — забытая история какого-нибудь дома, поместья или семьи, почему я начал описывать этот маленький город? Дело в том, что я даже не знал, какой большой подарок подготовили мне мои друзья на «десерт». Так что о главном я расскажу немного позже, а пока пройдемся поулицам Карпантра.
Улицы этого небольшого города — сплошной открытый рынок, он и на широких центральных улицах и на каждой узкой улочке — везде продают всякую всячинуу.
На этих узких улочках маленького французского городка можно встретить загадочные надписи на русском языке, это прекрасно!)
Как гласит история, раньше Карпантра был весьма важным городом, неоднократно он становился резиденцией папы во времена Авиньонских пап, в те времена, когда главная резиденция Папы находилась не в Риме, а в городке, соседнем с Авиньоном и длился этот период до Французской Революции. С XV-го века здесь располагаются кожевенные мастерские и процветает сапожное ремесло. Чуть позднее, на этих плодородных и щедро освещаемых солнцем почвах, стали возделывать виноградную лозу. И с тех пор городок стал тем, чем он является до сих пор – местным торговым центром. К сожалению, мне не удалось побывать на знаменитой ярмарке черных трюфелей, которую устраивают тут каждый год зимой.
Весь город утопает в цветах. Здание на фотографии выше — мэрия, а на нижней — просто дом, но цветы — везде!
Нужно отметить, что на улицах тоже много цветов. Атмосфера в городе очень дружелюбная.
Городской Пассаж. Конечно, эта галерея не имеет ничего общего с нашим одесским Пассажем.
Здание в центре города.
Балкон другого здания.
А это кафе декорировал мой французский друг.
Лето в Карпантра неимоверно жаркое, на улице +36 градусов! Чтобы немного охладиться можно постоять под этими поливальными установками, которые разбрызгивают холодную воду.
Монумент героям первой мировой войны.
Дорога в Карпантра. Она ведет прямо к дому, благодаря которому я решил написать этот рассказ.
Теперь перейдем собственно к главному. Мои французские друзья — потомки, да и до сих пор носители знаменитой одесской фамилии Рено (автомобилистов просьба не беспокоиться — во французском языке вариантов написания слова «Рено» может быть, наверное с десяток, и одесские Рено (Rainaud) к роду-основателю автомобильной марки Рено (Renault) никакого отношения не имеют). С этой семьей мы встречались и на Французском бульваре и на улицах города, например, на Пушкинской. Одесса многим обязана этой семье … Но, как и множество других русских эмигрантов они вынуждены были оставить родной город Одессу и бежать, спасаясь от большевиков. 7-го августа 1920-го года в Русскую Дипломатическую миссию в Константинополе явилась молодая женщина, 26 лет, с двумя маленькими прелестными девочками на руках. Это была баронесса Елена Георгиевна Рено и ее две дочери — четырехлетняя Ольга и шестимесячная Татьяна. Это была та самая Елена Дулгерова (Elena Georgiyevna Dulgerova) (1894-1968), в замужестве Рено, о которой я писал в рассказе о доме на Пушкинской, 19. Ее муж — корнет Лейб-гвардии Уланского Ее Императорского Величества Императрицы Александры Федоровны полка барон Федор Михайлович Рено (baron Feodor Mikhailovich Rainaud) (1888-1964).
Константинополь был тогда перевалочным пунктом для русской эммиграции — отсюда разлетались по свету бывшие министры, генералы, бароны, крестьяне, рабочие, солдаты некогда огромной и сильной Империи, в поисках счастья. Так намеревалась поступить и семья Рено — они решили вернуться туда, откуда уехали в Россию более ста лет назад — во Францию, где их никто не ждал. Бежав из Одессы они не имели никаких документов, паспортов и т.п. — вот именно за этим и пришла в дипломатическую миссию Елена Геогриевна. Она получила этот «паспорт», свидетельствующий ее личность и личность ее дочерей для того, чтобы уехать в Марсель.
Паспорт, выданный Елене Георгиевне Рено и ее дочерям, Ольге и Татьяне Рено 7 августа 1920 года.
Судьба других представителей семьи Rainaud устроилась по-разному. Нас интересует судьба Татьяны Михайловны Рено, которая в возрасте шести месяцев в руках своей матери прибыла во Францию и она могла бы уже ее считать свой родиной. Она выросла и вероятно была очень красива, ее муж происходил из богатой семьи Фенуй. Вы, конечно, помните, я уже сказал, что в Carpantras и окрестностях возделывали виноградники до 1865 г, когда эпидемия филлоксера погубила почти третью часть виноградников во всей Франции. Некий господин Эмиль Фенуй нашел решение. Чтобы спасти виноградник он решил использовать прививку американской лозы, и она оказалась действенной, и Эмиль Фенуй, который основал общество » Emile Fenouil et fils aîné «, стал миллионером. Именно он построил эту виллу. А что же Татьяна? Она сочеталась браком с господином Пьером Жираром, ученым рентгенологом, чья мать была из семьи Фенуй. Татьяна и Пьер жили в этом доме до 1939 года, момента, когда общество » Emile Fenouil et fils aîné » разорилось. Дом и участок в три акра были проданы городу Carpantras практически за бесценок (570 000 франков по курсу 1992 года, если я не ошибаюсь, составляли 100 тысяч евро). Потом в этом здании располагались различные организации, в том числе, очень известный в прошлом во Франции жокей-клуб Carpantras.
Итак, вот вилла Roseraie, где жили потомки семьи, которая много сделала для моего города — Одессы.
Ворота виллы
Villa de la Roseraie
Вокруг виллы по-прежнему цветут розы
фото Николь Рено, 2019
Перед домом — металлическая беседка, увитая побегами роз
фото Николь Рено, 2017
Вид на город со стороны виллы
После продажи виллы Татьяна Рено-Жирар осталась жить здесь, в Carpantras, где она умерла 16 октября 2009 года. Вилла Розари продолжает украшать этот небольшой французский городок