Печера. Владельцы. Семья графов Потоцких.


Использование материалов сайта только с согласия автора.


Печёра, печерский парк, Южный Буг внизу — пожалуй одни из самых красивых мест в Подолии.
Предполагают, что название произошло от слова «пещера». Археологические раскопки, проведенные в 1948-1949 г.г. подтвердили существование пещер и обнаружили тут поселения трипольской культуры.
Первые упоминания о Печёре встречаются в документах XVI века и связаны они с именем князей Збаражских. Когда позже тут властвовали турки, (1672 — 1699) находим здесь молдавского господаря Георгия Дуку. Грек из Албании, Дука, «за суму немалую купивши у царя турецкого помененную пустую козацкую украину и для своего в ней панования наполни ей людьми сегобочными, а для своей господарской резиденции, в полку Брацлавском за Богом (Бугом), в городке Печёре велел знаменитый дом себе выстроить…» Знаменитый дом — дворец — имел также парк, спускавшийся террасами к реке Южный Буг, протекавшей внизу. Как и всякий выскочка, дорвавшийся к деньгам и власти, Дука смотрел на всех сверху вниз и скажем так, местные его не любили. Однако долго Дука тут и не прожил. Турки, его покровители, проиграли решающую битву под Веной и вскоре в его собственной Молдавии начались беспорядки, мятеж, Дука проиграл войну и бежал в Польшу. Там и умер.
Места эти были досточно дикие и необжитые в те времена — так тогдашний путешественник Иван Лукьянов написал, что он в течении пяти дней шел здешними глухими степями и не встретил ни одного человека.
После Дуки какое-то время имение принадлежало Юрию Хмельницкому. В 1683 г. он перенес резиденцию в Немиров, после чего печёрский дворец пришел в запустение и был разобран. Из него построены фундаменты и ограда деревянной церкви Рождества (1764 г.). После Юрия Хмельницкого Печёрой владели сначала Заславские затем Вишневецкие, а от них перешла к знаменитому Станиславу Щенсному Потоцкому (Szczęsny Stanisław Potocki h. Pilawa (Srebrna)), в России звавшемуся Феликсом и хорошо известному по своему грандиозному имению в Тульчине. Купив Печеру, Щенсны её же и заложил, за миллион злотых, для того, чтобы дать их в приданное за своей дочерью Октавией, (Oktawia Potocka h. Pilawa (Srebrna)) (1787-1842). Подтверждения этому нет, но дыма без огня может и не быть — во всяком случае он дал в приданное миллион, записав его на приобретенное имение. Отктавия 30 августа 1802 года вышла замуж за за Яна Свейковского (Jan Nepomucen Świeykowski h. Trzaska), сына воеводы подольского Леонарда, владельца Шпикова. Вскоре Щенсны умер, не успев выкупить заложенную Печёру, и имение перешло во владение Свейковским. Но в 1842-м Печёру и прилегающие 5000 га земли и лесных угодий выкупает племянник Октавии Феликсовны Потоцкой, Константин Ярославович граф Потоцкий (Konstanty Piotr Potocki h. Pilawa (Srebrna)) (1816-1857). Константин Ярославович был внуком Щенсного, сыном Ярослава Станиславовича Потоцкого (Jarosław Stanisław Potocki), генерал-майора русской армии, гофмаршала Высочайшего Двора, женатого на Марии Севериновне Жевуской (Maria Beydo-Rzewuska h. Krzywda), дочери коронного полного гетмана Северина Жевуского (Seweryn Beydo-Rzewuski h. Krzywda). Женат Константин Ярославович был на графине Юзефе фон Тизенгауз (Józefa Tyzenhauz h. Bawół) (Тизенгаузен?, 1824-1849, умерла в Печёре).
По другим данным, именно Юзефина выкупила Печёру во владение Потоцких. Так или иначе, но вскоре именно Печёра стала их главной семейной резиденцией, которая ранее была в Ситковцах, и сюда, в Печёру, были перевезены богатейшие коллекции произведений искусства Потоцких. Эти коллекции вели свое происхождение частично еще из Тульчинского дворца, а частично были собраны Марией Севериновной, матерью Константина Ярославовича, отличавшейся отменным вкусом. По сохранившимся описаниям, Константин Ярославович имел вид огромного молодого гусара, с мощным носом, с небесно-голубыми глазами и золотыми очками, яркий блондин*.
Их сын, граф Константин Константинович Потоцкий (Konstanty Józef hrabia Potocki  h. Pilawa (Srebrna)) (1846-1909) родился и проживал именно в Печёре.


* Anna Szczepaniak, «Konstanty Potocki» Muzeum Zamoyskich w Kozłówce

 

Граф Константин Константинович Потоцкий был третьим из четверых детей Константина и Юозефы Тизенгауз. Двое старших, Стефан и Мария, умерли в молодом возрасте от туберкулеза. А младшая сестра, Пелагея, вышла замуж за Карла Бжозовского, сына Зенона и Элизы Замойской.

Мать Константина Константиновича, Юзефа, или Жозефа, была наверное самой красивой из сестер Тизенгаузен, дочерей Адольфа и Женевьевы Пусловской. К сожалению, она умерла когда Константину было всего три годика. А через восемь лет  умер и его отец. Воспитание молодых Потоцких взяла на себя младшая сестра Жезефы, Эльфрида, и её муж, Август Замойский. Дети жили в их имении, Рожанке. Зетем Константин воспитывался у брата Августа, Яна Замойского, на их вилле в Auteuil, что недалеко от Булонского леса под Парижем. В 1865 году он поступил в Petit Seminaire в Орлеане. Как пишет в всоих воспоминаниях София Потоцкая, её отец не чувствовал себя хорошо в иностранном окружении, однако определенный круг, в котором он находился там, сформировал его характер и особое отношение к т.н. Кресам, где он провел свою взрослую жизнь. После нескольких лет обучения в семинарии Константин Потоцкий выехал в Польшу и отбыл практику в одном из имений в Галиции, с тем чтобы вскоре принять управление собственными имениями: — Печерой, доставшейся от отца, Репиховым, Хотинцами, Мальковицами около Барановичей и Бутенем, что достались от матери. Еще одной важной персоной в жизни Константина Потоцкого была Александра, сестра двоюродного брата его отца, супруга Августа Потоцкого из Виланова. Эта суровая но добродетельная дама, большая польская патриотка, проводившая большую благотворительную деятельность, основала костел в Варшаве, выплачивала стипендии бедной молодежи. Но она была бездетной. От отца она получила в наследство имение Теплик, граничившее с Ситковцами, принадлежавших его дяде Константину. Оба имения были объеденены, чтобы со временем устроить из них Теплицко-Ситковецкую ординацию, которую Константин Константинович Потоцкий получил после смерти Александры Потоцкой в 1892 году, которой он приходился двоюродным племянником. Подробнее об истории ординации — тут

Константин Константинович Потоцкий,
Франция.~1860-е гг.

25 июня (6 июля) 1875 году Константин Потоцкий женился на Иоанне-Матильде-Людвике, графине Потоцкой (1851-1928). Позже она стала известна как Янина Потоцкая, дочери Томаша Потоцкого и Ванды, урожденной Оссолинской. Брак был заключен в Каменке (по-польске — Kamionka), входившей в Люблинскую консисторию, а свадьба состоялась во дворце Замойских в Козловке (Козлувка). Потоцкие воспитали семерых детей, а одна из их дочерей, Мария, позднее вышла замуж за Адама Замойского, владельца того самого дворца в Козловке. Интересно что и Янина, супруга Константина Константиновича, и их дочь Мария, в замужестве Замойская, были фрейлинами Высочайшего Двора — первая — с 14 июля 1874 года, вторая — с 22 августа 1897 года. После свадьбы Константин и Янина осели в Печаре. По описанию молодой жены старшего сына Константина, Франциска Потоцкого, дом в Печаре управлялся по-господски, но без заграничной роскоши. А Буг внизу шумел, как море… Константин Потоцкий, очень привязанный к Печаре, постоянно его совершенствовал и модернизировал. Дочь София и невестка Мария Малгожата Радзивилл упоминают о личном участии Константина в строительных работах. Мария Малгожата писала:

Никто лучше чем он не знал как правильно ставить крышу, крыть железом или скажем делать повозки. Помню, как однажды выходя из дворца, не распознала его среди работников, которые копали какую-то канализацию, и только когда он позвал меня, я увидела, что это он, среди рабочих, копает в рубашке с закатанными рукавами, с лопатой в руке и папиросой в зубах.

Работа не ограничивалась только лишь дворцом. Граф строил дороги, мосты, мостил камнем дороги в деревне, Именно Константин Константинович построил прекрасную турбинную водяную мельницу в соседнем Сокольце — тоже его имении, благодаря которой торговля зерном и мукой процветала. Он также поддерживал добрые отношения с деревенскими жителями, хотя они и были типично патриархальными. Содержал доктора, который имел обязанность бесплатно лечить крестьян, учредил пожарную охрану, сам участвовал в спасательных операциях, он также разрешал споры или давал советы. За заслуги перед католической церковью в своих владениях он получил от папы орден святого Григория Великого. Граф Константин был одним из немногих Потоцких, которым в России был официально подтвержден не только дворянский, а именно графский титул — в случае с Константином Константиновичем это произошло 28 апреля 1903 года.

Граф Константин Константинович Потоцкий
Печера.

Он умер 9 июля 1909 года. Его последние минуты описала Мария Малгожата:

Девятого июля позвали нас всех в покои моего тестя. Сидел он в своем кресле с закрытыми глазами. Доктор Любинский сделал ему укол. Моя свекровь держала его руку. Маринка при ней. Рядом стояли Ян, Томаш, Адам Замойски, Аджио Браницкий, Зося, Франио и я. Пришли также все старшие служащие. … Пришел кзендз капеллан и дал умирающему последнее помазание елеем и вскоре после этого, среди наших молитв, мой тесть тихо и практически без мучений уснул навсегда. После смерти моего тестя перенесли на его ложе в алькове сводчатых покоев, в старосветском окружении, которое всегда там было, среди старых доспехов, двух знамен XVIII века, под старым образом Божьей Матери Францисканцев.

Эта достойная картина запечатлена на фотографии и рисунке.

Граф Константин Потоцкий на смертном одре — фотография.

Итак, как я упомянул выше, последним владельцем Печёры был сын графа Константина Константиновича, (Константина Юзефа на католический манер), граф Францишек Константинович (Franciszek Salezy Stanisław hr. Potocki h. Pilawa (Srebrna)) Потоцкий. Он родился в Печере 14 февраля 1877 года. В 1903 году, в Олыке, на Волыни, Францишек Константинович женился на представительнице польской аристократии княжне Маргарита (Малгожата) Фердинандовна Радзивилл (Małgorzata Maria Elżbieta księżniczka Radziwiłł h. Trąby). Интересно, что она была на два года его старше, родилась 16 декабря 1875. Кстати, Малгожата Потоцкая -Радзивилл вроде бы имела недвижимость в Одессе, на очень уютной и красивой улице Гоголя, в доме №11, рядом с особняком и доходным домом знаменитого барона Фальц-Фейна и домом где жил владелец ПетровкиИван Ираклиевич Курис (дом №17). Однако ни в 1899, ни в 1911 году имя Потоцкой не упоминается среди домовладельцев на улице Гоголя.

Маргарита Фердинандовна Потоцкая, ур. Радзивилл на обложке книги своих воспоминаний.

Последний владелец Печёры, проживал в Первую Мировую войну в Киеве, и как член Центрального Государственного комитета по делам детей беженцев занимался в высших польских, российских и немецких кругах сбором благотворительных пожертвований. После февральских событий 1917 года, в Петрограде, Потоцкий, был председателем «Польского товарищества охраны памятников старины на Руси.» В Киеве он занимался вопросами сохранности польских исторических ценностей на этнических украинских землях с возможностью вывоза ценнейших из них в Польшу. С 1919 года Францишек Потоцкий вместе с семьёй проживает в Кракове и Варшаве. Из писем Потоцких видно, что в 1918 году Печерский родовой архив был вывезен в Краков.

Граф Францишек Константинович Потоцкий, последний владелец Печоры.
Фотография предоставлена Оксаной лобко

В мае 1918 года Францишек Потоцкий или кто-то из его родственников поручил сохранить часть документов его семейного архива, касающихся украинских имений Потоцких, своим доверенным людям. В 1927 г., в бывшей усадьбе промышленника греческого происхождения, (к сожалению не знаю в каком селении), замурованными в стену были найдены документы XVIII — начала XХ ст., которые принадлежали дворянским родам польского происхождения, имевшими свои имения в Подольской и Киевской губерниях, и проживали там до 1917 г.  Эти документы охватывают период жизни на Украине графов Потоцких с 1907-1912 годов. В нём сохранились документы, которые характеризуют отношения между членами семьи графа Константина Юзефа Потоцкого, а также жены и детей (купчие записи на имение Печера, завещание графа, документы о браке его дочери Марии Пелагеи, на русский манер — Марии Константиновны (Maria Pelagia Józefa hr. Potocka h. Pilawa (Srebrna)) (р. 24.6.1878 в Печере, ум. 9.1.1930) и графа Адама Михаила Замойского (Adam Michał Ludwik hrabia Zamoyski h. Jelita), свидетельства о рождение его детей).
У Францишка и Малгожаты было 4-ро детей — граф Игнаций Константин Юзеф (Ignacy Konstanty Józef hrabia Potocki h. Pilawa (Srebrna)) (1904-1937), Ружа Мария Магдалена  (Róża Maria Magdalena hrabina Potocka h. Pilawa (Srebrna)) (1906-1984, умерла в Йоханесбурге) Пелагея Юзефина (Pelagia Józefina Aniela hrabina Potocka h. Pilawa (Srebrna)) (1909-1996) и Константин Ян Павел Мария (Konstanty Jan Paweł hrabia Potocki h. Pilawa (Srebrna)) (1910-1988).  В 1996 году в Кракове умерла их средняя дочь Пелагея Юзефина. Как-раз Пелагея и занималась всеми документами Потоцких, которые вывезли из Печёры. В Польше она продавала картины из семейного собрания, подарила в архивы Кракова семейные документы. Работала искусствоведом в музее Чарторыжских в Кракове.  Детей у нее не было и замужем она не была. Но остались наследники от ее братьев и сестры.

Семья графа Константина Потоцкого с управляющими.
Из экспозиции Костёла в Печере.

Maria Pelagia Potocka Hr h. pilawaAdam Michaі Ludwik G.M. Zamoyski

Слева — Мария — Пелагея Потоцкая, дочь Константина Константиновича Потоцкого и сестра последнего владельца Печёры, Францишека Константиновича. Справа ее первый муж, Адам Михаил Людвиг Замойский. Свадьбу сыграли тут же, в Печёре, в 1897 году. Вторым мужем у нее был никто иной как кто-то из Ротшильдов. Популярное однако имя, Пелагея, среди Потоцких. Например ее родную тетю тоже звали Пелагея и умерла она в Одессе, в 1901 году…


вернуться к оглавлению